Общеизвестно, что район северо-востока Китая в судьбе русского народа сыграл особую роль, став пристанищем для многих сотен тысяч россиян, волею судьбы оказавшихся вне своей исторической родины. По данным официальной статистики КНР, численность русского меньшинства в стране не превышает 13 тысяч человек. Сразу оговоримся: имеются в виду русские, укоренившиеся в Китае, то есть граждане КНР, проживающие относительно компактно и имеющие признаки национального меньшинства. Речь не идет ни о перебравшихся в КНР в последние годы россиянах, занимающихся бизнесом, ни о десятках тысяч наших эмигрантов, осевших в 20–30-х годах прошлого века в легендарных «русском» Шанхае и «русском» Харбине.
Сегодня русское меньшинство в Китае проживает в основном в двух регионах, одним из них является Трехречье. Трехречьем называется территория Северной Маньчжурии, между тремя реками – Хаул, Дербул и Ган, правому притоку реки Аргуни, где традиционно жили и живут русские.
История этнокультурных процессов в Забайкалье и, в частности в восточной ее части чрезвычайно богата; нет в России региона, где бы сталкивались в одно время сразу четыре цивилизации, четыре типа культур. С XVIII по начало XX вв. на территории будущего Забайкальского края происходит интенсивное взаимовлияние таких самобытных цивилизаций как: православная, северная, буддийская монгольская, и китайская конфуцианская.
Взаимовлияние православной и китайской цивилизации интенсивно происходило в районе Трехречья, поэтому не случайно в научной литературе закрепилось понятие «Русское Трехречье», выражающее существование за границей особого мира русских людей со своим образом жизни и устоями. Любая колония русских эмигрантов – и трехреченские казаки тому подтверждение – всегда имела две главных русских достопримечательности: православную церковь и кладбище, и отличительной чертой русских людей, оказавшихся в изгнании, всегда было трепетное отношение к памяти усопших родственников.
В годы революции и Гражданской войны в России, в Трехречье устремились потоки беженцев, сюда отходили разгромленные части армий Белого движения. Население Трехречья выросло за счет беженцев из Сибири и Забайкалья в несколько десятков раз. Процесс адаптации проходил значительно легче, чем в других странах и регионах, так как русские эмигранты не ощущали себя чужаками, оказавшись в новой иноязычной среде.
Из-за отсутствия достоверных документальных источников трудно точно определить, когда в Трехречье появились первые русские поселенцы. Очевидно, первые зимовья и заимки появились там на рубеже XVIII и XIX веков. С уверенностью лишь можно сказать, что массовые поселения зафиксированы здесь в середине XIX века, в Трехречье они были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян, так во второй половине XIX века здесь появились русские хутора, занимавшие практически пустующие земли. К началу ХХ века русские составляли в этом районе 90% местного населения.
Первое массовое появление русских здесь было связано с началом строительства
Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX века, связавшей русское Приморье (Владивосток) с Забайкальем (Читой). В ту пору эта полоса вдоль железной дороги приняла тысячи русских семей, осевших в пристанционных поселках и начавших освоение прежде совершенно пустынного края. Грянувшая в начале XX века русско-японская война, а затем исход беженцев из России в гражданскую войну сформировали на территории Маньчжурии диаспору российской эмиграции, насчитывавшую несколько сот тысяч человек.
В результате бурных социальных процессов первой половины XX века, русское население в Китае сосредоточилось не только в Маньчжурии, но также в Шанхае, Тяньцзине, Циндао, однако в количественном отношении оно уступало северо-восточным районам.
Расселившись, в основном, вдоль линии КВЖД, русское тяготело к городам Харбину и Хайлару, а также сформировало девять отдельных районов с преобладающим русским населением. Из них Трехречье выделялось не только потому, что там было сосредоточено больше русского населения и было больше деревень, но самим укладом жизни оно представлялось, как сохранившийся до августа 1945 г. обособленный район забайкальского казачества.
Географически этот район вписывается в бассейн трех правобережных притоков Аргуни – Гана, Дербула и Хаула, от которых он получил свое собственное имя, и его естественными границами являются с северо-запада – пограничная река Аргунь, с севера и востока – водораздельные хребты отрогов Большого Хингана, с которых берут начало Хаул, Дербул и Ган со своими притоками, с запада и юга граница проходит по водораздельному хребту между Ганом и притоком Аргуни Мергелом.
По материалам, собираемым на протяжении десятилетий, главным образом в устных опросах старожилов, писатель и этнограф А.М. Кайгородов, выросший в трехреченской деревне Дубовая, сумел установить даты основания и имена первых поселенцев почти всех деревень Трехречья. Все они были основаны в период с 1880 г до середины 1920-х годов. Он установил, что первые русские заимки по Хаулу ближайшей к Аргуни реке, появились в 1870 г., и постепенно они разрастались в хутора и маленькие деревни.
Приток населения на реку Хаул усилился с началом революции и гражданской войны в России, для этого нужно было переправиться через Аргунь и преодолеть небольшой хребет. Население этого района увеличилось в десятки раз, но и до Хаула добрались «красные партизаны», в первую очередь – карательные отряды Степана Толстокулакова. Его кровавые рейды заставили население сниматься с уже обжитого места и уходить дальше от границы. Так пошло заселение долин Дербула и Гана и их междуречья, Хаул опустел, русские боялись здесь селиться, остались лишь китайцы, у большинства которых жены были русскими.
Начало коллективизации и большевистский террор 30-х годов сделали этот период годами массового притока русских, главным образом забайкальских казаков, в Маньчжурию, в том числе и Трехречье. Казаки бросали родные станицы и поселки и массами уходили за Аргунь, в то время возникли и разрослись многие деревни, как правило, вокруг существовавших издавна заимок и охотничьих избушек. Благодаря казачьему укладу жизни, основанному на принципах общинного землепользования, трудолюбия, взаимовыручки и поддержки, не будучи обременен тяжестью налогов, край этот очень быстро расцвел и обеспечил людям высокий достаток.
После ухода в Маньчжурию атаман Г.М Семенов организовал управление русскими поселениями, сформировав 18 казачьих станиц, объединивших 65 поселков и население всего Трехречья, было сведено в Трехреченскую станицу с центром в поселке Драгоценка. В жизни трехреченцев сохранялись традиционные уклад и культура. Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты. Мирная жизнь русской эмиграции в Китае продолжалась до 1945 года. К этому времени Трехречье переживало расцвет, вокруг заимок первопоселенцев выросли 19 полнокровных деревень с практически стопроцентно русским населением, русским казачьим укладом жизни, традициями, нравами, обычаями: Драгоценка, Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Караганы, Попирай, Щучье, Покровка, Верх-Кули, Усть-Кули, Лабдарин, Чилотуй, Светлый Колуй, Барджакон, Лапцагор, Верх-Урга, Усть-Урга, Ширфовая и Нармакчи. Общее население всех 19 деревень Трехречья в момент на 1945 год составляло ориентировочно 20–25 тыс. человек. В дальнейшем численность русского населения Трехречья уменьшается, а доля китайцев увеличивается; одни поселки приходят в полный упадок и исчезают, другие же появляются на новых местах.
В природно-географическом отношении Трехречье достаточно четко разделяется на три зоны: степную, лесостепную и лесную. Такое деление и обусловило основной вид занятий для каждой зоны, среди которых определяющими были, соответственно, скотоводство, хлебопашество и таежный промысел.
В историко-экономической жизни русского Трехречья можно обозначить 8 периодов, через которые прошли его расцвет и угасание: период первых заимок, становления, японская оккупация, война 1945 года, первое раскулачивание, депортация, второе раскулачивание и упадок.
Первый удар, от которого Трехречье не смогло уже оправиться, был нанесен ему в августе 1945 года. Удар русскому Трехречью был нанесен вторым эшелоном войск НКВД: громадное количество скота и иной собственности было реквизировано, и, главное, была арестована и депортирована в ГУЛАГ примерно четвертая часть мужского населения.
Второй удар нанесен осенью 1949 года, когда был собран и обработан отменный урожай. По тайной инициативе советского консульства было проведено раскулачивание и организация колхозов, что привело к массовой гибели скота и общему упадку. Однако по инициативе китайских властей весной 1950 года было приказано все, что осталось, вернуть прежним хозяевам. Тем не менее, общая политика китайцев, вероятно, по высшему межгосударственному соглашению с СССР, неуклонно шла к депортации русского населения из Маньчжурии. И эта депортация началась в 1954 году под видом репатриации на освоение новых земель.
Оставшиеся после депортации основного населения Трехречья примерно 3 тыс. человек в 1959 году подверглись еще одному раскулачиванию, на этот раз – китайскому. Но уже через несколько лет хозяйства казаков снова начали возрождаться.
С 1962 года китайские власти стали выпускать русских из Трехречья в Австралию, Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину. Большинство из них уехало в Австралию (80% – 225 семей), но некоторые казаки держались своих родных мест, хотя уже были уничтожены православные храмы, распаханы китайцами русские кладбища, а бревенчатые избы покинутых поселков заселены южанами-китайцами, неспособными, ни к скотоводству, ни к земледелию в этих суровых для них условиях. Последние трехреченцы, дожив до начала 70-х годов в родных поселках (Дубовой, Усть-Урге, Покровке, Верх-Кулях), все-таки выехали в Казахстан.
В настоящее время на этой территории существует специальная административная единица – Русская национальная волость. Она входит в состав
городского уезда Аргунь-Юци (Эргуна) округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия. Центр волости – село Шивэй расположен на берегу реки Аргунь, напротив российского села Олочи. Всего в волости проживает 4072 жителя, из них русских – 1774 человека, еще 694 русских проживает на остальной территории уезда.
Трехреченцы сегодня – это потомки от браков русских с китайцами. Современное состояние деревень свидетельствует о том, что русская идентичность существует и сохраняется за счет православия и традиционного хозяйства. Некоторые деревни имеют русский облик с китайскими чертами и население в русских деревнях живет более богато, чем в китайских. Старшее поколение еще говорит по-русски, но для их внуков и детей родным является китайский язык.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 223-227.